вторник, 5 апреля 2011 г.

"Леопард" против "Абрамса"


"Леопард" против "Абрамса"

Армии большинства стран мира предпочитают танки с дизельным двигателем


Газотурбинный танк Т-80У: заменить его двигатель можно за 47 минут. Фото из каталога 'Оружие России'
Газотурбинный танк Т-80У: заменить его двигатель можно за 47 минут.
Фото из каталога 'Оружие России'
В современном мировом танковом парке имеются два типа основных боевых танков: танки с дизельным двигателем, или дизельные танки и танки с газотурбинным двигателем (ГТД), или газотурбинные танки.
Дизельные танки находятся в танковых парках армий 111 стран мира, а газотурбинные - в танковых парках армий 9 стран мира. К ним относятся США и Россия, являющиеся разработчиками, производителями и поставщиками газотурбинных танков, а также Украина, Белоруссия, Египет, Саудовская Аравия, Кувейт, Южная Корея и Кипр. В армиях этих стран, кроме США, на вооружении имеются также дизельные танки. Таким образом, вопреки утверждениям Валерия Козишкурта и Александра Ефремова в статье "Чего не боятся танки? Следует признать преимущества газотурбинного двигателя" ("НВО" # 38, 2004 г.) о превосходстве газотурбинного танка над дизельным танком, явных преимуществах ГТД над дизельным двигателем, дизельные танки, а не газотурбинные танки составляют основу танковых парков армий всех стран мира. Исключение составляют США, в танковом парке армии которых находятся только газотурбинные танки М-1 "Абрамс".
По оценкам танковых специалистов многих стран мира, в т.ч. и США, современные танковые дизельные двигатели выигрывают у ГТД в основном по топливной экономичности (по удельному расходу топлива двигателем и по удельному расходу топлива танком). Так, дизельный двигатель танка "Леопард-2" имеет удельный расход топлива 180 г/л. с.-ч, а ГТД танка М-1 "Абрамс" - 202 г/л. с.-ч, ГТД танка Т-80У - 225 г/л. с.-ч; удельный расход топлива танком "Леопард-2" составляет 2,18 л/км, а танком М-1 "Абрамс" - 4,10 л/км.
ТАНКОВЫЕ ТЕНДЕРЫ
В целях выбора будущего танка для своих армий ряд европейских стран проводил тендеры.
В 1983 г. в швейцарском тендере участвовали дизельный танк "Леопард-2" и газотурбинный М-1А1 "Абраме". По результатам тендера швейцарское правительство выбрало для своей армии дизельный танк. В 1994 г. в шведском тендере, в котором принимали участие дизельные танки "Леопард-2", "Леклерк", Т-72 и газотурбинные танки М-1А2 "Абрамс" и Т-80У, победил дизельный танк "Леопард-2".
В 2002 г. по результатам тендера Греция выбрала для своей армии дизельный танк "Леопард-2"; к тендеру были допущены дизельные танки "Леопард-2", "Леклерк", "Челленджер-2" и газотурбинные М-1А2 "Абрамс", Т-80У.
В 2002 г. Министерство обороны Турции направило в США запрос на предложение об участии танка М-1А2 "Абрамс" в танковом тендере, но не с ГТД, а с дизельным двигателем.
В 2004 г. Австралия в качестве своего будущего танка выбрала танк М-1А2, но при условии, что ГТД танка в нем будет заменен на дизельный двигатель.
Несмотря на "американское происхождение" нового южнокорейского танка К-1, в 1987 г. на нем был установлен не ГТД, а дизельный двигатель.
На новом индийском танке "Арджун" первоначально планировалась установка ГТД, но впоследствии это решение было изменено в пользу дизельного двигателя.
Приведенные факты свидетельствуют о том, что во всех странах, заинтересованных в выборе нового танка для своих армий, предпочтение отдано танкам с дизельным двигателем, а не танкам с ГТД.
ПОКАЗАТЕЛЬ РЕМОНТОПРИГОДНОСТИ
Время, потребное на замену двигателя (при выходе из строя), является одним из важных показателей ремонтопригодности танка. Авторы указанной выше статьи утверждают, что установлен рекорд в замене двигателя (ГТД) на танке Т-80У. Он равен 47 минутам. Далее они говорят, чтобы заменить двигатель на дизельном танке, нужно время около суток. Авторы, по-видимому, имеют в виду российские танки. Однако они не учли, что время замены двигателя на дизельных танках "Леопард-2" и "Леопард-1" (Германия) составляет всего 15-20 минут ("рекордное" время перекрыто в 2-3 раза).
В заключение следует подчеркнуть, что заявление Козишкурта и Ефремова, что "следует признать преимущества газотурбинного двигателя", в настоящее время является преждевременным и не является безотносительным. H

Комментариев нет:

Отправить комментарий